2023 - Год педагога и наставника

4 3

 

2

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».

27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. Библиотекам как давним и надежным партнерам образовательных учреждений предстоит включиться в эту работу. Сделать свою работу в Год педагога и наставника разнообразной и полезной как для педагогов, так и для всех читателей библиотек.

Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.

Любой учитель и наставник должен обладать коммуникативными и организаторскими навыками, способностью обеспечить культуру интеллектуального труда. Это ключевые компетенции педагога. Именно педагогические умения составляют суть профессионализма учителя, именно от них зависит, сколь успешно он сможет обучать и воспитывать школьников. Правильность организации учебного процесса зависит от того, в какой мере у учителя развиты методические и общеметодические умения.

Общеметодические умения отличаются тем, что их обладатель способен широко переносить более конкретные, предметные умения с одного вида работы на другие.

Главные компоненты любой деятельности (включая методическую):

  • способность ориентироваться в предметном содержании выполняемой работы;
  • умение планировать деятельность пошагово, разбивать задачу на отдельные действия;
  • реализация плана;
  • самостоятельный контроль за результатами деятельности.  

Общеметодические умения, обязательные для всех наставников, учителей и преподавателей, делятся на четыре вида:

  • Формирование примерной основы и программы дальнейших действий, выполняемых для того, чтобы подготовить и провести урок.
  • Навыки планирования уроков.
  • Практические умения ведения уроков (выполнения заранее подготовленного плана).
  • Самостоятельная оценка результатов занятия.

У молодых учителей в начале карьеры есть острая потребность в некоем путеводителе, который помог бы решить возникающие проблемы и сформировал бы устойчивую тягу к развитию, привил твёрдое намерение дорасти до профессионала. То есть, необходим опытный наставник, старший товарищ.

Такой педагог-наставник знакомит коллег-новичков со школьными традициями, распорядком и регламентом, разъясняет им профессиональную специфику работы в ОУ, ведёт воспитательную и методическую работу в индивидуальном порядке с каждым младшим коллегой.

Наставник должен:

  • Прививать молодым учителям интерес к преподаванию, помогать им влиться в коллектив и закрепиться в образовательном учреждении.
  • Ускорять профессиональное развитие учителя, его способность справляться со своими обязанностями самостоятельно и на достаточном уровне качества.
  • Адаптировать новичков к корпоративной культуре школы, передавать лучшие традиции коллектива, нормы поведения, формировать у молодых педагогов проактивную и творческую позицию в отношении своих обязанностей.

6